Детский травматизм: его причины и профилактика
В наши дни все большее место в системе безопасности жизнедеятельности занимает детский травматизм. Объяснение данному факту можно искать и как со стороны халатного поведения взрослых так и со стороны современных тенденций детского развития. Безопасность ребенка – это не только воспитательный процесс, а целый комплекс мер, способствующих ребенку полноценно развиваться, получать педагогическую и психологическую поддержку от своих родителей и педагогов.
В настоящее время от травм и несчастных случаев умирает во много раз больше детей, чем от детских инфекционных заболеваний. В возникновении повреждений существенное значение имеют анатомо-физиологические и психологические особенности детей, их физическое и умственное развитие, недостаточность житейских навыков, повышенная любознательность и т.п. Как правило, такие дети несамокритичны, часто переоценивают свои способности и возможности. По данным десятого Конгресса педиатров школьный травматизм составляет 17,2 % от общего числа несчастных случаев.
По результатам статистики консультативно диагностического отделения Института травматологии и ортопедии, увеличение числа травм в начале осени и в конце весны связано с началом и концом учебного года. Если же провести анализ несчастных случаев относительно дней недели, то выяснится, что наиболее «опасные» дни – четверг и суббота. « С субботой – понятно: выходной, конец недели. А вот почему травмы особенно часто происходят в четверг – найти объяснение трудно. По времени суток, получается, что большинство травм происходят с 16 до 20 часов. Как раз в это время дети после занятий в школе предоставлены сами себе».
Выделяют следующие виды детского травматизма:
1. Бытовой (60 %);
2. Уличный (связанный с транспортом, нетранспортный) – 15%;
3. Школьный (8%);
4. Спортивный (9%);
5. Прочий.
Школьные травмы включают несчастные случаи у учащихся дневных общеобразовательных школ всех типов (в том числе музыкальных, спортивных), возникшие в период их нахождения в школе (на уроке, включая урок физкультуры, на перемене, в учебных мастерских, на пришкольном участке). Из-за большой скученности, ежечасного перемещения из класса в класс, перемен, когда детская энергия, накопленная за урок, выплескивается в течение нескольких минут, травмы неизбежны. Каждая пятая травма со школьниками происходит в самой школе, причем 4/5 из них – на перемене.
Причины школьного травматизма
1. Поведение самого ребенка, получившего травму, – более 40% всех травм: а) низкий уровень координации движений; неумение владеть своим телом; отсутствие навыка выполнения действия;
б) отсутствие или недостаточность знаний об опасности, о возможных последствиях выбранных действий;
в) пренебрежение известной опасностью из-за более сильного мотива;
г) травмы вследствие усталости, эмоционального возбуждения, игрового азарта и других психофизиологических состояний, влияющих на успешность протекания деятельности. Это самая многочисленная подгруппа из всех названных и суммарно включает в себя 72,9% травм, обусловленных поведением пострадавшего. Основную часть в этой подгруппе составляют травмы, полученные в играх, в основном подвижных. Опыт медиков показывает, что особенно частый травматизм отмечается среди малышей и подростков. У малышей несчастные случаи связаны с непониманием опасности отдельных игр и развлечений. А подростки нередко становятся жертвами бездумной бравады, псевдогероизма, рискуя здоровьем и жизнью во имя того, чтобы показать свою исключительность и превосходство над своими сверстниками.
2. Действия окружающих сверстников - примерно 30% от всех случаев. Результаты обследования показали, что чаще дети травмируют сверстников во время игры: 19,7% случаев от числа нанесенных сверстниками травм; во время игры: 29,6% непреднамеренно вне игры, как правило, не заметив сверстника (например, наткнулся, бегая);
Среди травм немало приходится на так называемые случайные. Редко можно встретить подростка, который сознательно наносит травму своему однокласснику. Чаще можно услышать «я случайно, я не думал, что так получится, я просто пошутил». Примеров таких «шалостей», которые приводят к очень тяжелым последствиям, увы, очень много. Даже самые обычные толкания друг друга порой заканчиваются различными травмами, ушибами, синяками, растяжением связок, вывихами в суставах, носовыми кровотечениями и прочими неприятностями, и происходит это не со зла, а шутя, скуки ради. Удары по голове не проходят бесследно, даже, если они и не сопровождались сотрясением мозга. От этих ударов возникают ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЕ ЭНЦЕФАЛОПАТИИ, которые выражаются ухудшением памяти, утомляемостью, рассеянностью и рядом других проявлений; эти нарушения очень плохо поддаются лечению. Удары по голове - самые частые и опасные травмы. Они приводят к сотрясению мозга. При этом у получившего травму, сразу же может наступить нарушение сознания, от кратковременной потери в легких случаях, до продолжительной, при тяжелых сотрясениях. Изредка в детском коллективе можно видеть, как более рослый подросток, плотно обхватив ладонями голову на уровне ушей какому-нибудь младшему несмышленышу, показывает ему "Москву". В этой шалости таится смертельная угроза. Если у ребенка имеется скрытое недоразвитие шейного отдела позвоночника, то поднимание его за голову может закончиться мгновенной смертью.
3. Действия взрослых – 20 %
Причиной приводящей к возникновению травмоопасной ситуации могут стать и действия взрослых. Наиболее распространенная ошибка – обычный недосмотр за детьми, отсутствие контроля их поведением.
Всевозможные ситуации и причины травматизма детей в школе трудно не то, что предвидеть, но даже перечислить. Родителей тревожит то, что, посылая ребенка в школу, они не имеют никакой гарантии, что вернется он домой здоровым. И потому долг родителей сделать все возможное, чтобы дети не калечили друг друга, ни по не знанию, ни тем более, умышленно. В связи с этим нелишне напомнить, что за все совершенные действия детей до 16 лет несут ответственность родители. Если по вине подростка наступает стойкое расстройство здоровья, пожизненная инвалидность, то родители виновника возмещают все расходы,связанные с лечением, и выплачивают пожизненную пенсию пострадавшему.
Физическое развитие городских детей
В последние годы участились травмы во время спортивных занятий, которые напрямую не связаны с шалостями. Происходят они, как правило, из-за очень слабого общего физического развития городских детей. Дома они не занимаются физической работой, часами просиживая перед телевизором или занимаясь компьютерными играми.
Спортивные секции повсеместно прекратили свое существование. Когда такие, физически слабые, подростки приходят на урок физкультуры, то учитель старается хоть как-то подготовить их к сдаче самых обычных спортивных норм. И тут, при неблагоприятном стечении обстоятельств, когда у подростка имеется еще какой-нибудь скрытый сердечный или легочный порок, случаются обмороки, коллапсы...
Причинами детского травматизма могут быть также и слабая организация дежурства учителей на переменах, недостаточная воспитательная работа. Отдельные преподаватели не твердо знают основы предотвращения травм или пренебрегают ими: допускают перегрузку спортзалов и учебных мастерских во время проведения занятий, позволяют ученикам приходить на уроки в повседневной одежде.
Профилактика школьного травматизма.
При профилактике детского травматизма основной груз ответственности ложится на взрослых: родителей, воспитателей, учителей. Одним из путей предупреждения травм является систематическое формирование у подростков полезных навыков, правильного поведения, а также разумное управление их действиями с учетом естественного стремления к познанию окружающего мира. Несмотря на рост культуры поведения населения в целом, подъем уровня социального развития, уход и присмотр за детьми желают быть лучше. Дети младшего возраста — это как раз тот самый период, когда они начинают познавать мир своими глазами, руками и прочими органами, получая при этом часто бытовые травмы. За такими детьми нужен особый присмотр, так как они еще не осознают, что они делают, и какие последствия их ожидают. В получении травм у таких детей виноваты только родители. Они должны правильно воспитывать, объяснять своему ребенку, что можно делать, а что нельзя и почему это так. Учить их дисциплине и манере поведения. Пойдя в школу, ребенок должен быть подготовлен ко всем трудностям, знать, что такое хорошо и что такое плохо. И не только знать, но и соблюдать принципы прилежности.
Для решения проблем школьного травматизма учителя должны проводить регулярно лекции, беседы со всеми учащимися, должны быть организованы дежурства преподавателей и учащихся старших классов во время всего учебного процесса. Для детей просидеть целый урок — это мука, и не только из-за их умственных нагрузок, но и из-за лишения их физических нагрузок. Поэтому движение, "разрядка" во время перемен являются физиологической необходимостью. В таких случаях необходимы отдельные кабинеты, где ребята смогут набраться сил и размяться, чтобы затем активно проявлять себя на уроке. Для снижения травм на уроках физкультуры учителя физкультуры призваны тщательно продумать план проведения занятий для каждой возрастной группы, распределить детей по полу и по группе здоровья. Обучать детей элементам безопасного падения, начиная с младших классов.
Работа по профилактике детского травматизма должна вестись в трех основных направлениях:
1. Создание травмобезопасной среды, в которой пребывают дети;
2. Выработка у детей безопасного поведения в различных жизненных ситуациях;
3. Закаливание и физическое развитие детей, направленное на укрепление костно-мышечной системы и выработку координации движений.
Профилактикой детского травматизма сегодня озабочен весь мир. Все более жестокий прогресс приводит к тому, что за последние годы увеличивается количество тяжелых повреждений, осложненных шоком, кровопотерей, грубыми нарушениями жизненно важныхфункций. Ведь машины стали быстрее, электротехника распространеннее, дома выше, стекла и бетона больше, времени меньше. А ловкости, быстроты, проворности, гибкости у детей становится все. Вот почему в большинстве стран проблемой детского травматизма озабочены не только врачи, но и инженеры, юристы, педагоги и политики. Но никакие общественные деятели и организации не могут думать о здоровье детей больше, чем их собственные родители, их учителя, чем они сами.